Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
ровенное, из чего возникают скрытые числа, (определяющие
переход) от детства к юности и от юности к старости.
Таким образом, существует скрытая от глаз, хотя и не от
ума, причина, по которой все это может произойти; но
произойдет ли оно на самом деле, этого мы определенно
не знаем. Мы знаем только, что такая причина есть, что
она заключена в природе тела (как его возможность), но
причина, по которой так необходимо и должно быть,
заключена, очевидно, не там.
Глава XVII
Но, возможно, причина, по которой человек необходимо
должен достигнуть старости, заключена в мире; а если не
в мире, то в Боге. Ибо необходимо сбудется только то,
чего хочет Бог, и истинно будущее только то, что Он
предвидел. Многое может быть будущим и по более низким
причинам, но истинным будущим оно становится только
в том случае, если существует как будущее в предведении
Божьем, и если (по низшим причинам) сбывается как-то
иначе, то скорее сбывается именно так, как положено ему
быть там, где не может ошибаться Предвидящий. Так,
будущим называем мы старость юноши, однако этого
может и не случиться, если юноша умрет; это же произойдет
по иным причинам, или заложенным в основание мира,
или остающимся в предведении Бога.
Так, согласно с некоторыми причинами будущих (со-
бытий), Езекии надлежало умереть, но Господь прибавил
ему пятнадцать лет жизни (Ис. XXXVIII, 5), сделав в этом
случае то, что, несомненно, предвидел, но не заложил в
причины, а оставил в Своей воле. Поэтому, в настоящем
случае Он сделал не то, чему не надлежало быть, а скорее
тому надлежало сбыться, что Он предвидел. И эти (пят-
надцать) лет не могли бы, в сущности, и называться
прибавленными, если бы не прибавлялось нечто такое,
что по другим причинам никогда бы не прибавилось.
Отсюда, по некоторым низшим причинам жизнь (Езекии)
подходила к концу, но по причинам, заключающимся в
463