Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
именно в этом ряду, то очевидно, что Бог сотворил (тогда)
саму причину, по которой человеку в свое время надлежало
возникнуть от Того, Кто к этому моменту совершил начатое
в смысле сотворения совершенных причинных начал и
почил от творения в вечности.
Поэтому, если в тех первичных причинах, которые
Создатель сотворил миру, Он положил не только создать
человека из праха земного, но и — как создать, т. е. так
ли, как в утробе матери, или же в уже юношеском возрасте,
то, несомненно, именно так Он его и сотворил, как
изначально предначертал, ибо, конечно же, сотворил его
не вопреки Своему намерению. Если же в этих причинах
Богом заложена была только возможность сотворения, без
каких-либо ограничений, а все прочее было оставлено на
усмотрение Его воли, то и в таком случае ясно, что в
своем теперешнем виде человек создан не вопреки по-
тенциям первых причин, ибо там заключалась в том числе
и возможность того, что он будет именно таким, хотя и
не необходимо таким; необходимость же заключалась уже
не в причинах, а исключительно в воле Творца, которая
и без того суть необходимость для всех вещей.
Глава XVI
Ведь и мы, сообразно со свойственным человеческой
слабости пониманием, можем еще в области временных
предметов постигать на основании опыта, что принадлежит
природе каждого из них, но будет ли оно принадлежать
и ему самому — этого мы не знаем. Например, природе
юноши свойственно, несомненно, состариться, но положил
ли Господь Своею волей достигнуть старости тому или
иному юноше — нам неизвестно. Да и природе его это
не было бы свойственно, если бы прежде не было пред-
начертано волею Того, Кем создано все. Действительно,
есть же скрытая причина старости в теле юноши и юности
— в теле ребенка, но мы не можем этого видеть так,
как видим самого ребенка, юношу и старика; мы осознаем
это особым разумением, различая в природе нечто сок-
462