Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/462"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
чреве, Я познал тебя" (Иер. I, 5), так что Адам имел
только ту особенность, что был рожден не от родителей,
а сотворен из земли. Впрочем, возможно, нам не следует
углубляться в исследование этого предмета, ибо каким бы
не был сотворен Адам, во всяком случае Бог сотворил
его так, как приличествовало сотворить erg всемогущему
и премудрому Богу. Правда, родам и качествам вещей,
которые должны из скрытого состояния стать видимыми,
Он сообщил известные временные законы, однако же
сделал это так, что воля Его остается выше этих законов.
Своим всемогуществом Он даровал твари числовые сроки,
но не соединил с этими числами Своего всемогущества.
Ибо если Дух его носился над миром при сотворении
(Быт. I, 2), то носится Он и над уже сотворенным миром,
— носится не в смысле пространственных перемещений,
а в смысле превосходства властью.
В самом деле, кому не известно, что вода, сотворенная
вместе с землей, проходя по корням винограда питает это
дерево и получает в нем такое качество, которое обращается
в постепенно наливающуюся гроздь, затем становится
соком, при созревании обретает сладкий вкус, выжатое,
подвергается брожению и, наконец, выдержанное до из-
вестного срока становится приятным и полезным для
питья? Но разве Господь нуждался в земле, в воде, во
всех этих промежутках времени, когда с удивительной
быстротою претворил воду в вино, притом в такое, что
его похвалил даже пьяный гость? Разве Создатель времени
нуждался в помощи времени? И не в определенные ли
сроки зачинается, образуется, рождается и достигает силы
каждая порода змей? Однако же во мгновение ока прев-
ращен был жезл в руке Моисея и Аарона в змея! А раз
подобные явления происходят, то происходят они вопреки
природе только для нас, для которых порядок естества
известен в определенном виде, но не для Бога, для
Которого естество вещи состоит в том, что Он творит.