Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
сказано: "Но человек в чести не пребудет; он уподобится
животным, которые погибают" (Пс. XLVIII, 13). Ибо Бог
сотворил и животных, но не по образу Своему.
Не следует думать и так, будто человека Бог сотворил,
а скотам просто повелел (быть), и они явились; но как
его, так и их Он сотворил Своим Словом, чрез Которое
все "начало быть". А так как это Слово есть Его пре-
мудрость и сила, то Оно называется и Его рукою, но не
как видимый член, а как созидающая сила. Ибо то самое
Писание, которое говорит, что Бог создал человека из
праха земного, также говорит и о том, что Он "образовал
из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,
и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их".
А если из земли образованы и звери, и человек, то какое
иное имеет человек превосходство, как не то, что он
создан по образу Божию? Но таким он сотворен не по
телу, а по уму, о чем мы еще поговорим ниже.
Впрочем, и в самом теле своем он имеет некоторую,
указывающую на это особенность, а именно: он сотворен
с поднятым вверх станом, что свидетельствует о том, что
не должно ему, подобно животным, тяготеть к земному;
ведь все удовольствия животных происходят от земли,
почему они и наклонены и распростерты на брюхо. Таким
образом, и тело человека соответствует его разумной душе,
но не чертами и формами членов, а тем, что оно поднято
прямо к небу для созерцания тех предметов, которые в
системе видимого мира занимают наивысшее место; так
и разумная душа должна устремляться к тому, что в
области духовных предметов наиболее превосходно по
своей природе, дабы услаждаться не земным, но горним.
Глава XIII
Но каким Бог создал человека из праха, т. е. создал
ли в уже совершенном, взрослом или юношеском возрасте,
или же таким, каким он и теперь образует (нас) в утробе
матери? Ведь никто другой, а именно Он совершает и
это, как сказано: "Прежде нежели Я образовал тебя во
459