Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/460"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
образовал человека из праха земного телесными руками;
если бы даже Писание и выразилось подобным образом,
то выразилось бы иносказательно, как (в некоторых местах
Писания) мы можем прочитать: "Ты рукою Твоею истребил
народы, а их насадил" (Пс. XLIII, 3), или: "И вывел
Израиля из среды его, ибо вовек милость Его; рукою
крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его"
(Пс. CXXXV, 11, 12), но кто же будет настолько глуп,
чтобы не понять, что указанные члены упоминаются в
смысле власти и силы Бога?
Не следует также придавать значения той высказываемой
иными мысли, что человек потому суть особое творение
Божие, что обо всем прочем Бог "повелел, и сотворилось",
а его Он сотворил Сам; скорее человек является таковым
в силу того, что Господь сотворил его по образу Своему.
Ведь слова: "Он повелел, и сотворилось" (Пс. CXLVII1,
5) сказаны потому, что все сотворено Словом Бога, а как
иначе можно было передать эту мысль людям, способным
воспринимать слова лишь во времени и произнесенными
вслух? А так Бог говорит лишь в том случае, когда передает
нечто посредством телесной твари, как это было, например,
с Авраамом, Моисеем или через облако о Сыне Своем.
Но прежде всякой твари, дабы она явилась к бытию, Он
говорил тем Словом, Которое "было в начале у Бога. Все
чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть"
(Иоан. I, 2, 3); и чрез Него, конечно, создан и человек.
Несомненно, Словом сотворил Бог и небеса, ибо: "И
сказал Бог: да будет", и "стало", но, в то же время,
читаем: "И небеса — дело Твоих рук" (Пс. CI, 26). Даже
и о самой, так сказать, низине нашего мира сказано: "Его
— море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его"
(Пс. XCIV, 5). Итак, не то должны мы ставить в честь
человеку, что все прочее создано Словом, а он — руками,
но истинное превосходство его состоит в том, что Господь
сотворил его по образу Своему, даровав ум, которым он
превосходит скотов, о чем выше уже было сказано доста-
точно. Если же, столь вознесенный, человек не поймет,
что должен жить достойно, то уподобится тем самым
скотам, над которыми превознесен. Так, собственно, и
458