Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в соответствующих местах, — то об этом вполне ясно и
говорится в Писании, достаточно лишь внимательно вник-
нуть в его слова. Ведь Писание недвусмысленно называет
их (дела) и законченными, и начинающимися. Если бы
они не были закончены, то не было бы и написано: "И
совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он
делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые
делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его,
ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил
и созидал". Но, с другой стороны, если бы они не
начинались, то не было бы последующих слов, так как в
тот день Он "почил от всех дел Своих, которые Бог
творил и созидал".
Если же теперь кто-либо спросит, каким образом Бог
их и закончил, и начинает (ибо Он не одни закончил, а
другие начинает, но начинает те самые, от которых почил
в седьмой день), то вопрос этот разрешается из сказанного
мною выше. А именно: закончил Он их, по моему
разумению, тогда, когда сотворил все разом и с таким
совершенством, что уже не было нужды творить что-либо
еще из того, что было тогда создано причинно; а начинает
так, что заключенное в этих причинах производит в
действии. Ибо "создал Господь Бог человека из праха
земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал
человек душею живою". И теперь, после этого, человек
стал не только предназначенным к бытию, ибо таковым
он был еще до века, в предведении Создателя, и не
причинно был создан, или начинательно закончен, ибо в
таком виде он существовал от века в первоосновных
началах, когда все творилось разом, но уже возник во
времени: видимо — телесно, невидимо — по душе,
поскольку составился из души и тела.
Глава XII
Теперь приступим к рассмотрению того, как сотворил
Бог тело человека, о душе же скажем, насколько это будет
возможным, после. Было бы наивным думать, что Господь
457