Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/458"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
из травы. Во всех этих (случаях) получает свои временные
обнаружения и действия то сотворенное, которое из скры-
тых и невидимых начал, причинно заключенных в твари,
является в уже видимых формах и природах как в раститель-
ном, так и в животном царствах, относящееся к тому
действию, которое Бог и поныне делает. Но*и эти формы
и природы как бы снова содержат самих себя в некоторой
скрытой производительной силе, которую они заимствуют
из тех первоосновных своих причин, в которых они были
заключены при создании мира в "день один", прежде чем
получили обнаружение в своих видимых формах.
Глава XI
Если бы те дела, которые Бог соделал все разом, были
в своем роде несовершенными, то к ним впоследствии
необходимо бы прибавлялись и те, коих недоставало для
их совершенства; так что совершенство вселенной должно
бы было состоять из тех и других, взятых совместно как
части одного целого, из соединения которых и получилось
бы целое. С другой стороны, если бы они были совер-
шенными, как совершенны они, когда каждое из них
является в должное время в своих видимых формах и
действиях, в таком случае, очевидно, от них бы или ничего
потом не происходило, или же происходило бы такое, что
Бог не перестает производить от вещей, уже происшедших
в свое время.
Между тем, так как (дела), которые при сотворении
мира были соделаны Богом все разом и должны были
раскрыться в последующие времена, с одной стороны, в
некотором роде уже закончены, а с другой — в некотором
роде только начинаются, — закончены в том смысле, что
в тех природах, в коих (вещи) существуют в соответству-
ющие им отрезки времени, не заключается ничего такого,
чего не было в них при (первом) творении, а начинаются
— в том, что (дела первого творения) были как бы своего
рода семенами будущих вещей, которые с течением времени
должны были из своего скрытого состояния обнаружиться
456