Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
были произнесены Его устами, (в другом же —) переданы
через пророков, и тут они требовали для своего произне-
сения определенных отрезков времени; между тем, когда
Бог говорил: "Сотворим человека по образу Нашему, по
подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и
над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися
по земле... плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами
морскими, и над птицами небесными, и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле... вот, Я дал вам
всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и
всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя:
вам сие будет в пищу" (Быт. I, 26 — 29), то эта речь
Его, прежде всякого воздушного звука, прежде всякого
плотского голоса как бы уже звучала в Его высочайшей
Премудрости, которою сотворено все, — звучала не для
человеческого слуха, но в уже сотворенных вещах полагала
причины того, что еще только должно было явиться,
всемогущею силой производила будущее и как бы в семени
или корне времени создавала человека, создавала тогда,
когда еще только полагалось начало веков, сотворенных
Тем, Кто есть Сущий прежде века. Ибо одни твари
предшествуют другим: одни по времени, другие — при-
чинно; Он же, сотворивший все, предшествует всему не
только Своим совершенством, по которому Он произвел
и сами причины, но и вечностью. Об этом, впрочем, мы
поговорим подробнее в другом месте.
Глава IX
Теперь же продолжим начатую ранее речь о человеке,
сохраняя должную сдержанность и предпочитая тщатель-
ность изысканий глубинного смысла Писания дерзости
утверждений. Итак, никак нельзя сомневаться в том, что
Бог знал Иеремию раньше, чем образовал его в утробе
(матери); об этом Он говорит весьма ясно: "Прежде нежели
Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя". Где же Он
453