Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/454"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава VII
Но, быть может, в шестой день были сотворены их
души, в духовном разуме которых справедливо мыслится
и сам образ Божий, тела же были созданы после? Писание,
однако, не позволяет нам думать подобным рбразом, ибо,
во-первых, (речь там идет) о завершении творческих дел,
что трудно понять как-либо иначе, кроме как завершение
причинного сотворения того, что затем уже создается
видимым образом, и, во-вторых, потому что само деление
человека на мужчину и женщину может происходить только
телесно. Если же кто-нибудь подумает, что тот и другой
пол следует понимать в смысле разумения и действия в
одной душе, то как тогда он объяснит то, что сказано в
этот день о вкушении от плодов древесных (Быт. I, 29),
что, конечно же, приличествует только имеющим тело?
Но если он и это вкушение захочет понимать иносказа-
тельно, то в таком случае вконец отступит от собственного
смысла совершавшихся событий, который в такого рода
повествованиях должен быть соблюдаем со всею тщатель-
ностью.
Глава VIII
Могут возразить: каким же тогда образом Господь
говорил тем, кто еще не мог ни слышать, ни понимать,
ибо еще не был способен воспринимать слова? Я отвечу:
Бог говорил им таким же образом, каким говорил Христос
нам, еще не родившимся, да и не только нам, но и всем,
кто еще должен родиться в будущем; ведь всем, которые,
как Он предвидел, будут Его последователями, Он сказал:
"Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. XXVIII,
20); каким ведом был Господу пророк, которому Он сказал:
"Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал
тебя" (Иер. I, 5); каким Левий был "принимающим
десятины", находясь еще в чреслах Авраамовых (Евр. VII,
9). Почему же не могло быть того же и с самим Авраамом
в Адаме, и с самим Адамом в первых делах мира, которые
Бог сотворил все разом? Но (и одном случае) слова Бога
452