Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/453"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
такие, которые решат, что я утверждаю, будто человека
тогда не было вообще. Пусть же обратятся к Писанию,
где ясно сказано, что в шестой день человек был сотворен
по образу Божию, причем сотворены были и муж и жена.
Но если спросят, когда была сотворена жена, то пусть
прочтут, что — после шести дней, после того, как "Бог
образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных", а не тогда, когда воды произвели птиц, а
земля — всякую душу живую по роду ее. Выходит, муж
и жена были сотворены и тогда, и теперь, а не только
тогда или только теперь, ибо и теперь были созданы не
другие, а те же самые, но только тогда одним образом,
а теперь — иным. Если же спросят меня, как так могло
случиться, я отвечу: тогда — невидимо, в возможности,
причинно, как существует еще не осуществившееся буду-
щее, теперь же — видимо, в той форме, в какой известен
нам состав человека и по сей день, с той лишь разницей,
что произошли они не от родителей, а муж — из праха
земного, а жена — из его ребра.
Но и это, пожалуй, поймут не все. Ибо здесь нужно
отвлечься от всего, что нам известно, даже от телесных
семян, поскольку человек в первом творении не был ничем
подобным. Правда, у семян есть некоторое сходство с тем,
о чем идет речь, так как в них содержится некоторая
потенция будущего, однако прежде всех видимых семян
существуют те (творческие) причины; но понять это дано
не всем. Что же мне делать с такими? Разве только
стараться убедить, насколько возможно, веровать божест-
венному Писанию, что человек создан, с одной стороны,
тогда, когда Бог в "день один" сотворил небо, землю и
все вообще, а с другой стороны, тогда, когда творил не
все разом, но каждый вид бытия в свойственное ему
время, причем человека создал из земли, а жену его —
из его ребра; ибо Писание не дает нам никаких оснований
думать, что или муж и жена именно в таком виде были
созданы в шестой день творения, или не были созданы
тогда вообще.
451