Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
дне весьма ясно сказано: "Мужчину и женщину сотворил
их. И благословил их Бог", и т. д., то есть говорится о
них обоих. Отсюда следует, что тогда они были сотворены
одним образом, а теперь — другим: тогда — в потенции
мироздания, как бы в семени по слову Божию, от чего
в порядке веков все возникает в положенное ему время;
теперь же — актуально, в том действии, которое Бог и
поныне делает, так что, когда подошло надлежащее время,
сотворен был Адам из праха земного, а Ева — из его
ребра.
Глава VI
Хотя мне кажется, что в этом разделении дел Божиих,
относящихся, с одной стороны, к тем невидимым дням,
в которые Бог сотворил все разом, с другой стороны, к
нашим обыкновенным дням, в которые Он ежедневно
совершает все, что из изначально сотворенного, как из
своей первоосновы, развивается во времени, я неизменно
следовал словам Писания, приведших меня к такому
различению; тем не менее, следует опасаться, чтобы, ввиду
трудности в умопостижении этих предметов для людей не
слишком сообразительных, обо мне не подумали, что я
пытаюсь исследовать то, о чем человеку не дано ни думать,
ни говорить. Ибо, хотя я в предыдущей своей речи,
насколько мог, и предварял читателя, однако, как мне
кажется, очень многие в области подобных предметов
остались блуждать в потемках и полагать, что в том
действии, которым Бог сотворил все разом, человек явился
в таком виде, что имел уже некоторую жизнь, так что
мог вполне понимать обращенную к нему речь Господа:
"Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя", и т. д.
Пусть же, кто так думает, знает, что ничего подобного я
ни думал, ни говорил.
Но, с другой стороны, если я скажу, что в первом
творении вещей, в котором Бог сотворил все разом, человек
был не то что не похож на взрослого человека, но даже
на ребенка, даже на младенца во чреве матери, более
того, даже на видимое человеческое семя, то всегда найдутся
450