Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из
земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для
пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания
добра и зла" (Быт. II, 8). Итак, поскольку сказано: "И
произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное
на вид и хорошее для пищи", ясно, что^это произошло
не так, как когда сказал Бог в третий день: "Да произрастит
земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое",
ибо в третий день все это было создано в возможности
и причинно, здесь же — видимым образом, актуально,
т. е. во времени, в котором Бог и поныне делает.
Глава IV
Но, возможно, кто-либо скажет, что в третий день
были созданы не все виды деревьев, но сотворение не-
которых было отложено на день шестой, когда был сотворен
и введен в рай человек. Но Писание недвусмысленно
говорит, что именно было создано в шестой день: это —
"душа живая по роду ее", т. е. души скотов, пресмыка-
ющихся и зверей земных, а также и сам человек по образу
Божию, мужчиной и женщиной. А раз так, то Писание
не могло обойти вопрос о сотворении человека (в шестой
день), хотя бы потом оно и повторилось, дабы вставить
опущенные ранее подробности. (Это еще можно предпо-
ложить), но (Писание) не могло пропустить упоминание
о какой-либо сотворенной вещи, ибо в противном случае
все это тщательное распределение событий по дням поте-
ряло бы всякий смысл. Поэтому, раз о сотворении растений
говорится в третий день, а в шестой об этом не упомина-
ется, (значит именно так и было).
Глава V
А что мы ответим на вопрос о животных полевых и
птицах небесных, которых Бог привел к Адаму, чтобы
видеть, как тот назовет их? Об этом написано так: "И
448