Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
придет Судия живых и мертвых, называется собственно
днем суда (Мф. XII, 36 и Деян. X, 25); и, напротив, что
здесь наказывается, за то, если прощается, совершенно не
будет вреда в будущем веке. По этой причине о всяких
временных наказаниях, определяемых в настоящей жизни
для тех согрешающих, грехи которых уничтожаются, чтобы
не сохранялись на конец, апостол говорит: "Если бы мы
судили сами себя, то не были бы судимы Господом; будучи
же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть
осужденными с миром" (I Кор. XI, 31, 32).
67. Иные верят, что те, которые не оставляют имени
Христа и крестятся в Церкви Его крещением и не откла-
дываются от Него каким-нибудь расколом или ересью, в
каких бы преступлениях они ни жили, которые не смывают
покаянием и не заглаживают милостыней, но весьма упорно
пребывают в них до последнего дня настоящей жизни,
спасутся через огонь; можно быть наказанным сообразно
с величиной нечестия и пороков продолжительным огнем,
но все же не вечным. Но кто в это верит и, однако,
остается православным, тот, мне кажется, обманывается
какой-то человеческой благожелательностью. Ибо Божест-
венное Писание отвечает на вопрос иначе. По этому
вопросу я написал книгу, озаглавленную: "О вере и делах",
где, согласно со Священным Писанием, насколько мог, с
Божьей помощью показал, что спасает та вера, которую
изобразил апостол Павел, говоря: "Ибо во Христе Иисусе
не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера,
действующая любовью" (Гал. V, 6). Если же действует
худо, а не хорошо, я не сомневаюсь, согласно с апостолом
Иаковом, что она "мертва сама по себе" (Иак. II, 17).
Он же говорит: "Если кто говорит, что он имеет веру, а
дел не имеет, разве может эта вера спасти его" (там же,
14). Если же, далее, нечестивый человек одной только
верой спасется через огонь и так должны быть понимаемы
слова блаженного Павла: "Сам же спасется, но так, как
бы через огонь" (I Кор. III, 15), то, следовательно, вера
будет в состоянии спасти без дел и ложно будет то, что
сказал его соапостол Иаков. Ложно будет и то, что сказал
сам же Павел: "Не обманываетесь, — говорит, — ни
43