Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/448"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава II
Допустим, что человек был сотворен из земли в своей
нынешней, видимой форме в шестой день, о чем, повто-
ряясь, вновь говорит Писание, и посмотрим, согласно ли
с этим предположением само Писание. Когда речь шла
о делах шестого дня, говорилось так: "И сказал Бог:
сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему;
и да владычествуют они над рыбами морскими, и над
птицами небесными, и над скотом, и над всею землею,
и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. И бла-
гословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размно-
жайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и влады-
чествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными,
и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"
(Быт. I, 26 — 28).
Итак, человек был образован из земли и из ребра его
была создана жена уже в шестой день, но тогда об этом
не были сообщены те подробности, которые упоминаются
теперь. Но при творении в шестой день человек был
создан не так, что сперва Бог сотворил мужчину, а затем,
с течением времени, создал и женщину, поскольку в
Писании сказано: "И сотворил Бог человека по образу
Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и жен-
щину сотворил их. И благословил их Бог". Каким же
тогда образом женщина была сотворена в то время, когда
человек уже был введен в рай? Неужто Писание, говоря
обо всем этом, просто восполняло пропущенное ранее?
Неужто в шестой день и рай был насажден, и человек
был в него введен, и был там усыплен, дабы создана
была Ева, и пробудился, и нарек женщине имя? Но все
это связано с определенными моментами времени, а,
значит, не могло случиться тогда, когда все было сотворено
разом.