Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ШЕСТАЯ
Глава I
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и
вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею
живою" (Быт. II, 7). Прежде всего нам нужно решить,
имеем ли мы тут дело с кратким повторением (сказанного
прежде), так что речь идет о том, как был сотворен
человек, созданный, как говорилось выше, в шестой день
творения; или же тогда, когда Бог сотворил все разом,
Он сокровенным образом сотворил и человека, подобно
тому, как (сотворил) полевой злак прежде, чем оный
вышел из земли, так что хотя человек и был уже создан
в каком-то неведомом для нас образе вместе со всем
прочим, сотворенным разом, но с течением времени явился
на свет уже в том виде, в каком, хорошо или дурно,
проводит настоящую жизнь.
Попробуем вначале принять (эти слова) в смысле крат-
кого повторения. Ведь может быть и так, что человек был
сотворен в шестой день творения так же, как сотворены
были и сам день, и твердь, и земля, и море. Нельзя же
сказать, что все это, будучи от творения как бы перво-
основой, сперва было сокрыто, а потом, с течением времени
как бы вновь возникнув, явилось в том виде, в каком
устроен мир. Но мир возник от начала века во всех своих
элементах, и уже затем с течением времени в нем стало
происходить все по роду своему как в растительном, так
и в животном царствах. Нельзя также считать, что и сами
светила изначально были созданы только как совокупность
своих элементов, и уже после, во времени появились и
заблистали в тех своих формах, в каких они светят с
небес. Нет, все это было сотворено в шестеричное совер-
шенное число разом, в "день один". Итак, сотворен ли
таким же образом и человек, т. е. изначально в том самом
виде, в каком он живет и поныне, или же он вначале
был сотворен сокровенно, дабы затем, подобно траве
полевой, явиться уже видимым, о чем и говорится как о
создании из праха земного.
445