Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/446"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Как в зерне невидимо заключается разом все, что с
течением времени образуется в дерево, точно также и о
самом мире, когда Бог сотворил все разом, мы должны
мыслить, что он имел все, что в нем и с ним было
сотворено, когда явился день; не только небо со звездами
и светилами, сохраняющими свой вид в своем неизменном
круговом движении, не только землю и все бездны,
претерпевающие как бы непостоянные движения и пред-
ставляющие другую, низшую часть мира, но и все то, что
в возможности и причинно производит из себя вода и
земля прежде, чем оно со временем выходит наружу, как
это нам известно на основании тех дел, которые Господь
и поныне делает.
А коли так, то слова: "Вот происхождение неба и
земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог
создал землю и небо, и всякий полевый кустарник, которого
еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая
еще не росла" (следует понимать) не в том смысле, в
каком Бог творит дела Свои и поныне, т. е. при посредстве
дождей и земледелия, для чего и прибавлено: "Ибо Господь
Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для
возделания земли", но в том, что Господь сотворил все
разом и завершил творение в семь раз повторенное число
дней, когда сотворенный один день шесть раз соприсут-
ствовал делам творения, но не в смысле некоего отрезка
времени, а причинно, своим познанием. От дел сих Господь
почил в день седьмой, предоставив познанию и радости
этого дня и сам покой Свой, почему и благословил и
освятил его не в каком-либо из Своих творческих действий,
а в Своем покое. Далее, уже не вводя в мир никакой
новой твари, но направляя и приводя в движении сотво-
ренное разом Своим промыслительным актом, Он действует
непрестанно, одновременно и почивая и действуя, как об
этом было сказано выше. И вот, как бы начиная рассказ
о делах, которые Бог и поныне делает, Писание говорит:
"Но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли".
Так как об этом было говорено уже достаточно, то
продолжим обозрение дальнейших дел Божиих с другого
места.
444