Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/443"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Свои в шестой день. Поэтому, хотя сейчас и создается
много нового, но все это новое сообразно с теми родами,
что были сотворены первоначально. Новые же рода не
появляются, ибо тогда уже были закончены дела Его.
Итак, сокровенною силою Бог движет всякую тварь;
претерпевая это движение, — когда и ангелы исполняют
данные им повеления, и светила совершают свои круго-
обороты, и ветры налетают, и бездна клокочет водопадами
и небесными тучами, и зелень пускает ростки и рассевает
семена, и животные рождаются и проводят жизнь сообразно
своим инстинктам, и праведники испытуются грешниками,
— она проживает века, которые определены ей при
первоначальном творении, но которые она не могла бы
прожить, если бы Творец прекратил Свое промыслительное
о ней управление.
Глава XXI
Теперь нам следует обратить внимание на то, что
образуется и рождается во времени: как происходит это
(образование и рождение)? Не следует прислушиваться к
мнению тех, которые полагают, что промыслом управляются
только высшие области мира, низшие же, земные и те
примыкающие к ним воздушные области, которые напол-
нены испарениями, ветрами и туманами, всецело предос-
тавлены случаю. Таким возражает псалом, который, призвав
к хвале небеса и все наивысшее, затем обращается к
низшим и говорит: "Хвалите Господа от земли, великие
рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный
ветер, исполняющий слово Его", и т. д. (Пс. CXLVIII).
Трудно представить себе что-либо более предоставленное
случаю, нежели эти беспокойные явления, волнующие и
изменяющие лик видимого нами неба. Но прибавив "испол-
няющий слово Его", (псалмопевец) достаточно ясно пока-
зал, что от божественной власти зависит порядок и этих
вещей, хотя и скрытый от нас, но, тем не менее, нали-
чествующий во вселенной. Да и сам Спаситель, говоря,
что и малый птах не упадет на землю без воли Отца
441