Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
"И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог
явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя
Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире,
вознесся во славе" (I Тим. III, 16). И, если не ошибаюсь,
представляется удивительным, что Бог не все знает, что
говорится о Нем как бы в настоящем времени, — говорится
потому, что Он дает познавать Себя ангелам или людям.
Но это надо понимать так, что язык несовершенен, а
потому в Писании иногда как-будто говорится о Боге
такое, о несоответствии чего с Ним в буквальном смысле
громко говорит нам присущая нашему уму истина.
Глава XX
Отделим теперь дела, которые Бог доныне делает, от
тех дел Его, от коих Он почил в седьмой день. Ибо есть
люди, которые думают, что только мир сотворен Богом,
а все остальное уже совершается самим миром, как учредил
и повелел Бог; сам же Бог не делает ничего. Против
таких и свидетельствует изречение Господа: "Отец Мой
доныне делает" (Иоан. V, 17). А чтобы кто-нибудь не
подумал, что Бог делает нечто в Себе самом, а не в мире,
(Спаситель) прибавляет: "Ибо, как Отец воскрешает мер-
твых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" (там
же, 21). А что, наконец, Бог совершает дела не только
великие и необычайные, но и земные и обыденные, об
этом говорит апостол: "Безрассудный! то, что ты сеешь,
не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь
не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное
или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и
каждому семени свое тело" (I Кор. XV, 36 — 38). Поэтому
то, что "Он доныне делает", мы должны понимать так:
если Он отнимет от созданных вещей это действие, они
погибнут.
Однако, если мы станем думать, что Господь ныне
создает какую-нибудь такую тварь, род которой не был
создан в первом творении, то станем в явное противоречие
с Писанием, сообщающем, что Бог закончил все дела
440