Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бы становиться более знающим; но простым и удивитель-
ным образом Он знает все твердо и непреложно. Вестников
Он имеет для нас и для них самих, ибо служить и
предстоять Ему, получать от Него наставления о низших
(предметах) и повиноваться Его высшим заповедям и
велениям суть их благо в порядке их природы и субстанции.
По-гречески эти вестники называются ayyeXoi; этим общим
именем обозначается все то горнее общество, под которым
мы разумеем тот первый день.
От них не сокрыта и тайна царства небесного, которая
в надлежащее время открылась ради нашего спасения; с
ее помощью мы, освобождаясь от нынешнего странствия,
соединяемся с их обществом. Они знали об этом потому,
что в должное время само Семя было преподано через
них рукою Ходатая (Гал. III, 19), т. е. властью Того, Кто
для них Господь как в образе Божием, так и в образе
раба. И апостол говорит: "Мне, наименьшему из всех
святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам
неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем
состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от веч-
ности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне
соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям
на небесах многоразличная премудрость Божия, по пред-
вечному определению, которое Он исполнил во Христе
Иисусе, Господе нашем" (Еф. III, 8 — II). Это следует
понимать так: (эта тайна) была сокрыта в Боге таким
образом, что многоразличная премудрость Божия была
известна чрез Церковь начальствам и властям на небесах,
поскольку именно там изначально существовала Церковь,
где по воскресении должна собраться и Церковь нынешняя,
так что и мы будем подобны ангелам (Мф. XXII, 30).
Значит, (тайна эта) была известна им от века, поскольку
всякая тварь может существовать только от века, но никак
не до века: от нее уже пошли века, а не наоборот, ибо
начало ее было и началом веков; до века был лишь один
Единородный, "чрез Которого и веки сотворил" (Евр. 1,2).
А что ангелам не только известна сокровенная тайна
в Боге, но и сама Она является им, когда открывается и
проповедуется, об этом свидетельствует тот же апостол:
439