Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нибудь человеческим побуждением изменяют сами себе, и
потому — грешат. Но важно, конечно, что не всякий
грех есть преступление только потому, что всякое прес-
тупление — грех. Посему мы говорим, что жизнь святых
людей, пока они живут смертно, может быть без прес-
тупления, "если же говорим, что греха не имеем", как
сказал великий апостол, "мы обманываем самих себя и
истины нет в нас" (I Иоан. I, 8).
65. Но и относительно прощения в святой Церкви даже
преступлений, хотя бы больших, не должно отчаиваться
в милосердии Божием тому, кто совершает покаяние
сообразно со степенью своего греха. В акте же покаяния,
где таковой грех совершен, так как совершивший его
отделяется и от тела Христова, не столько должна быть
принимаема в соображение мера времени, сколько — мера
скорби. Ибо сердце сокрушенное и смиренное Бог не
презирает (Ис. L, 19). Но так как в большинстве случаев
скорбь одного сердца сокрыта для другого и не становится
известной другим через слова или какие-либо иные знаки,
хотя она — пред лицом Того, Кому говорится "воздыхание
мое не сокрыто от Тебя" (Ис. XXXVII, 10), то правильно
определяются предстоятелями церквей времена покаяния
для того, чтобы приносилось извинение и перед церковью,
в которой отпускаются сами грехи; вне ее они не отпус-
каются. Ибо она получила в залог Духа Святого (II Кор.
1, 22), без которого не отпускаются никакие грехи, так
что кому отпускаются, те наследуют жизнь вечную.
66. Ибо отпущение грехов совершается главным образом
ради будущего суда. В настоящей же жизни настолько
имеет силу написанное: "тяжело иго на сынах Адама со
дня исхода из чрева матери их до дня погребения в матери
всех" (Сир. XL, 1), что даже младенцы, как мы видим,
после купели возрождения мучатся скорбью от различных
бедствий; и мы думаем, что все, совершаемое в спаситель-
ных таинствах, больше имеет отношение к надежде на
будущие блага, чем к удержанию или достижению насто-
ящих. Кажется даже, что многое здесь прощается и не
наказывается никакими наказаниями: но наказания эти
откладываются напоследок. Ибо не напрасно время, когда
42