Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/437"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть,
и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан.
I, 1 — 3). Кто же будет столь безумен, что скажет: Бог
сотворил не то, что знал? А если знал, то где были эти
знания, как не в Нем самом, в Его Слове, которым все
сотворено? Ибо, если бы эти знания были вне Его, кто
бы Его научил? "Ибо кто познал ум Господень? Или кто
был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы
Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему"
(Рим. XI, 34 — 36). О том же говорят и следующие слова
Евангелия: "В Нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков" (Иоан. I, 3, 4). Это сказано потому, конечно,
что мыслящие умы, каковыми обладают люди, созданные
по образу Божию, не имеют света, если (не имеют) Слова
Бога, которым сотворено все, а причастными Его они
могут стать лишь очистившись от всякой неправды и
заблуждений.
Глава XIV
Таким образом, слова: "...начало быть. В Нем была
жизнь..." следует понимать и так: "Начало быть в Нем".
Ибо что же создано не в Нем, когда, перечислив многие,
в том числе и земные твари, псалом говорит: "Все соделал
Ты премудро" (Пс. CIII, 24); подобным же образом говорит
и апостол: "Ибо Им создано все, что на небесах и что
на земле, видимое и невидимое" (Кол. I, 16). При подобном
прочтении, однако, может показаться, что и сама земля
со всем, что на ней есть, суть жизнь. Но если нелепо
говорить, что все живет, то еще нелепее утверждать, что
не живущее есть жизнь; поэтому (евангелист) и уточняет,
о какой жизни идет речь, прибавляя: "И жизнь была свет
человеков". Посему следует читать так: "В Нем была
жизнь, и жизнь была свет человеков", т. е. не в самой
твари, не в ее собственной природе, но — в Нем жизнь,
и эта жизнь — не тварь, созданная Словом, а жизнь и
свет людей, т. е. сама Премудрость, само Слово, едино-
родный Сын Божий. Именно в Нем заключается жизнь
435