Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
почил в день седьмой, и делами, кои Он и доныне делает,
некоторую черту, дает понять, что оно покончило с первыми
и начинает рассказ о последних. Предуведомление об
окончании рассказа о первых делается так: "Вот происхож-
дение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевый
кустарник, которого еще не было на земле, и всякую
полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог
не посылал дождя на землю, и не было человека для
возделания земли"; рассказ же о последних начинается
словами: "Но пар поднимался с земли, и орошал все лице
земли". Все, о чем говорится от сих слов и далее, говорится
как о происходившем во времени, а не как о сотворенном
одним разом.
Глава XII
А так как одним образом существуют непреложные
идеи всех тварей в Слове Бога, иным — дела, от коих
Бог почил в седьмой день, и совсем иначе те дела, которые
Он и доныне делает, то поставленное мною в ряду этих
трех на последнее место известно нам так или иначе при
помощи телесных чувств и из опыта настоящей жизни.
Первые же два, недоступные для наших чувств и обык-
новенного человеческого мышления, должны стать сперва
предметом веры, основанной на божественном авторитете,
а затем и быть познанными на примере того, что нам
каким-либо образом уже известно; познано каждым на-
столько, насколько он, вспомоществуемый свыше внут-
ренними и вечными идеями, в меру своих способностей
может это познать.
Глава XIII
О первых же, божественных, непреложных и вечных
идеях, по той причине, что Премудрость Божия, через
которую все сотворено, знала все это прежде, чем оно
было сотворено, Писание свидетельствует так: "В начале
434