Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
только из глубоких колодцев можно достать немного
питьевой воды. Что же тогда невероятного в том, что
благодаря такого рода периодическим наполнениям неве-
домого русла бездны (поднимающийся оттуда пар) орошал
все лицо земли? А если всю эту великую бездну, за
исключением той ее части, что называется морем, Писание,
имея в виду ее сокровенные недра, откуда различными
течениями и жилами берут свое начало все источники и
реки, в надлежащих местах выходя наружу, называет источ-
ником — источником, который через бесчисленные пустоты
и трещины выходил лучеобразно из земли, растекаясь по
многим руслам или испаряясь через многие расселины?
Да и то, что сказано о всем лице земли, могло быть
сказано в том смысле, в каком мы говорим об одежде,
что она цветная, хотя цветная она не сплошь, а только
пятнами. Тем паче, что земля тогда была еще молода, и
вряд ли на ней было много гор, что могло бы затруднить
ее орошение. Поэтому мы заканчиваем речь о величине
и множественности этого источника, тем более, что (быто-
писатель) нигде и не упомянул, что он должен был быть
непременно одним.
Глава XI
Но вернемся еще раз к тому вопросу, насколько верно
мы рассудили, что Господь одним образом произвел все
твари в первом творении, от которого почил в седьмой
день, и совсем иным производит управление ими; т. е.
тогда — разом и единомоментно, сейчас же — во времени,
в течение которого, как мы видим, движутся с востока
на запад светила, температура колеблется от весны к зиме,
растения в определенные сроки прорастают, зеленеют и
засыхают, да и все живое вообще зачинается, рождается,
развивается, стареет и умирает в пределах срока, установ-
ленного для его вида. А кто же производит все это, как
не Бог, Сам не испытывающий при этом никаких изме-
нений, ибо для Него не существует времени? Таким
образом, Писание, проводя между делами, от коих Бог
433