Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
не зная многого, мы можем только строить догадки о
том, что имело место и что писатель опустил; опустил,
впрочем, не по незнанию, а для того, чтобы мы размышляли
о многом, постигая, что в священных Писаниях нет и
быть не может ни несообразностей, ни противоречий,
которые могли бы склонить читающих к неверию или к
уклонению от истинной веры.
Глава IX
Поэтому, если высказанные нами соображения по поводу
написанного: "Но пар поднимался с земли, и орошал все
лице земли" покажутся кому-либо малоубедительными,
пусть он ищет другие объяснения, лишь бы они не шли
в разрез с этим истинным Писанием (а оно, несомненно,
истинно, даже если что-нибудь в нем и не кажется
таковым). Ибо если он станет доказывать, что оно ложно,
то или сам не скажет ничего истинного о создании тварей
и управлении ими, или, если и скажет, то будет полагать
Писание ложным по недомыслию: например, если станет
настаивать на том, что единый источник не мог орошать
всю землю, если не орошал и вершины гор, а это скорее
напоминало бы потоп; или если предположит, что в таком
случае земля должна была представлять собою сплошное
море.
Глава X
Такому надобно ответить, что это орошение могло
напоминать то, как временами Нил, выходя из берегов,
разливается по всей равнине Египта, а если он возразит,
что Нил делается полноводным благодаря дождям или
таянью снегов в какой-то неведомой и отдаленной части
света, то что он скажет об океанских приливах и отливах,
когда берега то широко обнажаются от волн, то вновь
покрываются ими? Не говорю уже о тех странных источ-
никах, которые иногда так переполняются влагой, что
заливают всю страну, а в другое время почти исчезают и
432