Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
народам реки (но об этом мы поговорим после). Где же
был этот источник и эти реки тогда, когда лишь один
великий источник, испаряясь, орошал землю? Ведь понятно
же, что не Тихон, называемый также Нилом и представ-
ляющий собою одну из тех четырех рек, орошал Египет
в те времена, когда лишь один источник испускал пар и
поил им не только Египет, но и все лицо земли.
Быть может, Богу было угодно орошать всю землю
сперва одним величайшим источником, дабы сотворенное
Им рождалось потом при помощи влаги через определенные
промежутки времени, сообразно с различием своих родов
и различным числом дней; затем, насадив рай, Он огра-
ничил этот источник и напоил землю уже многими источ-
никами, райский же разделил на четыре великих реки,
так что как и вся прочая земля, наполненная родами
своих тварей, имела свои источники и реки, так, в свою
очередь, и рай, насажденный на более высоком месте,
изливал из русла своего источника те четыре реки? Или
же сначала Он орошал всю землю из одного райского,
преизобильного водою источника, и оплодотворял ее для
произведения в некие числовые сроки тех родов, которые
были сотворены на земле еще до наступления времени;
затем ограничил в этом месте чрезмерное излияние влаги,
дабы орошение происходило по всей земле уже из разных
источников и рек; и, наконец, вблизи этого источника,
уже не орошающего всю землю, а производящего только
четыре известных реки, насадил рай, где и поместил
сотворенного человека?
Глава VIII
Но о том, как проходили времена после первого создания
вещей и как происходило управление тварями, изначально
сотворенными и законченными в шестой день, сказано
далеко не все, но лишь столько, сколько посчитал нужным
сообщить Дух, присущий бытописателю; ибо написано
лишь то, что имело значение как для познания сущих
вещей, так и для предизображения вещей будущих. Итак,
431