Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/432"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
самим исчислением дней подразумевался некоторый вре-
менной промежуток, так и сейчас, сказав, что вместе с
небом и землей Бог сотворил всякий кустарник и всякую
траву, которые еще не росли, Писание прибавляет: "Господь
Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для
возделания земли", как бы этим желая сказать: "Все это
Бог сотворил не так, как делает теперь, когда идут дожди
и трудится человек". Все это ныне происходит во времени,
которого не было тогда, когда Он сотворил все разом, от
чего явилось и само время.
Глава VII
Что же касается слов: "Но пар поднимался с земли,
и орошал все лице земли", то, думаю, ими указывается
на то, что происходит от первого творения и по сей день.
И (бытописатель) правильно начинает с той стихии, из
которой рождаются все роды животных и растений, проходя
при этом назначенные им числовые сроки. Ибо все
основные начала семенных зародышей, из коих происходят
животные и растения, влажны и развиваются из влаги. А
этим началам, в свою очередь, присущи весьма сильные
числа, заключающие в себе потенции, полученные ими от
тех совершенных Богом дел, от которых Он почил в день
седьмой.
Но стоит спросить, что это за источник, испарение
которого могло орошать все лицо земли? Если он сущес-
твовал, но затем исчез или высох, то почему это произошло?
Ведь в настоящее время такого источника мы не знаем.
Возможно, это как-то связано с грехопадением, и иссу-
шение этого источника умерило изобилие плодов земли,
дабы это, в свою очередь, повлекло за собою увеличение
труда ее обитателей? Хотя Писание нигде не говорит об
этом, такая догадка была бы вполне допустимой, если бы
в другом месте не было сказано, что грех, наказанием за
который и явился труд, случился после райских утех; в
раю же был свой великий источник, от которого, как
сказано, брали свое начало четыре больших и известных
430