Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/431"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
было еще ни дождя, ни человека? Но когда Бог сотворил
кустарник и полевую траву, прежде чем они выросли из
земли, то не было не только человека, который мог бы
обрабатывать землю, но и самой травы, созданной прежде,
чем она произросла. Или же создание злаков в третий
день вызвано именно тем, что не было человека, способного
своим возделыванием как бы вызвать их из земных глубин?
Но ведь многие деревья и травы рождаются безо всякого
старания со стороны человека.
Но, возможно, так сказано по обеим этим причинам,
т. е., с одной стороны, поскольку не было еще дождя, а
с другой, поскольку не было и человека? Ибо где нет
человеческого труда, там злаки рождаются благодаря дождю,
а где нет дождя, там необходимо старание людей. Именно
таким образом сейчас все и произрастает, тогда же, когда
и дождя, и человека еще не было, Господь сотворил
деревья и травы силою Своего слова. Он же производит
их и ныне, но уже при посредстве дождя и человеческих
рук, ибо "насаждающий и поливающий есть ничто, а все
Бог возращающий" (I Кор. Ill, 7).
А что значит прибавление: "Но пар поднимался с
земли, и орошал все лице земли"*? Ведь источник, произво-
дящий пар с таким изобилием, как Нил изобильно орошает
Египет, вполне мог служить всей земле вместо дождя.
Зачем же нужно было говорить, что Бог произвел растения
прежде дождя, когда последний был с успехом заменен
столь усердно парящим источником? Ну, пускай не все,
но многое вполне могло возрастать и при орошении этим
паром. Пожалуй, что и здесь, по своему обыкновению,
Писание говорит как бы слабым языком для слабых, делая
в то же время указание на нечто такое, что должен
уразуметь мыслящий. Действительно, как и прежде, когда
было сказано, что Бог сотворил один день, а небо и
землю Он создал тогда, когда явился день, дабы мы могли
понять, что все было создано разом, хотя до этого как-будто
* В списках, цитируемых Августином, говорится об орошении из
источника (пара), исходящего из земли. При этом испарения моря
не принимались в расчет, поскольку считалось, что и они, как сама
морская вода, солены и непригодны для орошений.
429