Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/430"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
дням (хотя это был один день), познавая ее первоначально
в Творце, потом в твари, и, не оставаясь в ней, но от
нее вновь возвращаясь в своей любви к Богу, полагал в
ней утро, полдень и вечер, но не в смысле моментов
времени, а в смысле порядка создаваемых вещей. Наконец,
представляя познание покоя, которым Творец почил от
всех дел Своих, познание, в коем уже нет вечера, он
удостоен был за это благословения и освящения. Поэтому
и само число семь некоторым образом посвящено Духу
Святому, что подтверждается Писанием и известно Церкви.
Таково происхождение неба и земли, потому что в
начале Бог сотворил небо и землю по некоторой, если
так можно выразиться, способной к образованию материи,
которая по слову Его должна была получить образование,
предшествуя своему образованию не по времени, а по
порядку. И вот, когда она начала свое образование, прежде
всего явился день; а когда явился день, Бог сотворил небо
и землю и всякий полевой злак, прежде чем явился он
на земле, и всякую траву, прежде чем она выросла из
земли; все это следует понимать в том смысле, в котором
мы объяснили, если, конечно, кто-либо не предложит
лучшее объяснение.
Глава VI
А к чему относятся и что значат следующие слова:
44Ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было
человека для возделания земли*', доискаться непросто. На
первый взгляд может показаться, что Бог сотворил траву
полевую, которая еще не росла, потому, что не было на
земле дождя, ибо если бы дождь предшествовал ее появ-
лению, она бы скорее выросла благодаря дождю, нежели
своему сотворению Богом. Но ведь и произрастающее
после дождя сотворено Богом. А почему столь важно, что
еще не было человека, который бы возделывал землю?
Действительно, человек был сотворен в шестой день, после
чего Бог почил от всех дел Своих, и, быть может,
(бытописатель) хотел этими словами лишь напомнить, что
травы и деревья были созданы в день третий, когда не
428