Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бы ни был кто из нас по человечески разумен, знаем
только отчасти и видим ныне как "зеркалом в гадании"
(I Кор. XII, 13); когда же будем равны ангелам Божиим
(Лук. XX, 36), тогда, как и они, увидим лицом к лицу;
и такой мир будем иметь по отношению к ним, какой
и они — к нам, потому что так будем любить их, как
ими любимы. Итак, мир их будет известен нам, потому
что и наш будет такой же и столь же великий и не будет
превосходить тогда нашего ума; мир же Божий, сущест-
вующий там по отношению к ним, без сомнения, будет
превосходить и наше и их понимание. Раз только разумное
творение блаженно, оно, конечно, от Бога блаженно, а
не Он от него. Сообразно с этим написанное: "Мир
Божий, который превосходит всякий ум", лучше понимать
так, что в слове "всякий" может быть сделано исключение
не для ума святых ангелов, но для ума одного только
Бога; ибо Его ум мир Его не превосходит.
64. Согласны бывают с нами ангелы даже и теперь,
если оставляются нами грехи. Поэтому после упоминания
о святой церкви в порядке Исповедания ставится оставление
грехов, потому что им стоит земная церковь, через него
не пропадает то, что пропадало и найдено (Лук. XV, 24).
С принятием дара крещения, который дарован против
первородного греха для того, чтобы возрождением совле-
калось то, что навлечено рождением, и вместе с тем
уничтожает и активные грехи, все, какие найдет совер-
шенным помышлением, словом, делом, — с получением
этого великого прощения начинается действительное обнов-
ление человека, в котором снимается всякая ответствен-
ность и врожденная, и приобретенная. Но и остальная
жизнь, жизнь уже в возрасте, пользующемся разумом,
каким бы изобилием праведности она ни отличалась, не
проводится без оставления грехов, потому что сыны Божий,
пока живут смертно, борятся со смертью. И хотя о них
справедливо сказано: "Все, водимые Духом Божиим, суть
сыны Божий (Рим. VIII, 14), однако они так действуют
Духом Божиим и, как сыны Божий, преуспевают для Бога,
что, когда смертное тело очень обременяет (Прем. IX, 15),
то они и своим духом, как сыны человеческие, и каким-
41