Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/429"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
смысле времени, а в смысле причинности, так что все,
сотворенное разом, разворачивалось и становилось в тече-
ние шестеричного числа того дня.
Таким образом, безобразная, но способная к восприятию
образов материя сотворена была не во временном, но в
причинном порядке, — та самая духовная и телесная
материя, из которой сотворено все, хотя сама она и не
существовала раньше, чем была основоположена, — осно-
воположена ни кем иным, как высочайшим и истиннейшим
Богом, от Которого произошло все. Эта материя называется
или тем небом и землей, которые были сотворены Богом
в начале, до создания дня (а названа она так потому, что
из нее сотворены и небо, и земля), или безвидной и
пустой землей, или тьмой над бездной, как нами уже
было показано прежде.
Из того же, что произошло из этой бесформенной
материи, прежде всего упоминается день, ибо надобно
было, чтобы первенство получила та природа, которая
могла бы познавать тварь через Творца, а не Творца через
тварь; во-вторых — твердь, с которой начинается мате-
риальный мир; в-третьих — виды моря и земли, и в
самой земле в возможности — природа трав и деревьев,
поскольку именно так земля, по слову Божию, произвела
их прежде, чем они произросли из нее, приняв в себя
все их числа и приводя в движение во времени по роду
их. Затем, после того, как была создана эта, так сказать,
телесная обитель, в четвертый день были созданы звезды
и светила, дабы высшая часть мира раньше украсилась
такими видимыми предметами, которые внутри мира обла-
дают движением. В-пятых, природа вод произвела, по
слову Божию, своих обитателей, т. е. всех плавающих и
летающих (ведь природа воды родственна с небом и
воздухом), и опять-таки — в возможности, т. е. в тех
числах, которые в надлежащее время приводятся в движе-
ние. В-шестых, (произведены были) как бы из последнего
элемента мира и также в возможности земные животные.
Эту-то последовательность упорядочиваемой твари и
познавал тот день и, некоторым образом присутствуя при
ней этим познанием шесть раз, дал место как бы шести
427