Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
на востоке Бог, несомненно, насадил уже после, и произ-
растил в нем всякое дерево, но нельзя сказать, что Он
прибавил этим к Своему творению что-либо новое, чего
не сотворил прежде. Но так как все виды кустарников и
деревьев были произведены при первом творении, от
которого Бог почил, приводя потом в движение и управляя
во времени всем, что сотворил и от сотворения чего
почил, то тогда Он насадил не только рай, но и все то,
что рождается теперь. Ибо кто другой творит все это и
ныне, как не Тот, кто "доселе делает"? Но теперь Он
творит из того, что уже существует, тогда же еще ничего
не было и все было сотворено в то время, когда явился
день.
Глава V
Итак, сотворенные вещи стали отмерять время своими
движениями; выходит, напрасно искать время раньше твари
— ведь это все равно, что искать время раньше времени!
Не было бы никакого движения духовной или телесной
твари, благодаря которому прошедшее через настоящее
переходит в будущее, не было бы и никакого движения.
Но само собой понятно, что никакая тварь не могла
двигаться прежде, чем появилась на свет, а коли так, то
скорее время следует за тварью, чем тварь — за временем,
а то и другое — от Бога, ибо "все из Него, Им и к
Нему" (Рим. XI, 36).
Впрочем, сказанное нами, что время началось от твари,
не следует понимать так, что само время — не тварь,
раз твари надлежит двигаться от одного к другому, а вещи,
в свою очередь, следуют одна за другой в определенном
Богом порядке. Вот почему, обращаясь своею мыслью к
первому творению, от которого Господь почил в седьмой
день, мы должны представлять себе те дни не как нынешние
солнечные дни, а само (творческое) действие — не так,
как Бог действует ныне, во времени, но как действие в
тот момент, с которого, собственно, и началось время,
как единомоментное сотворение всего разом с сообщением
сотворенному надлежащего порядка, но порядка не в
426