Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
раньше, чем вышли из земли, ибо вышли из земли они
уже после того, как проросли и вышли наружу? А сотворены
были эти семена не тогда ли, когда явился день? И не
заключались ли в них полевый кустарник и полевая трава
не в своем нынешнем виде, а в своей потенции, по
которой они существуют в идеях семян? Но тогда изна-
чально семена были произведены землею. А Писание
говорит совсем иначе: "И произвела земля зелень, траву,
сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в
котором семя его по роду его". Из этих слов явствует,
что семена произошли от трав и деревьев, трава же и
деревья — не из семян, а из земли; да и слова Господа
передают тот же смысл: ибо Он не говорит: "Да произрастят
в земле семена...", но: "Да произрастит земля зелень, траву
сеющую семя". "И стало так, и произвела земля", т. е.
сперва явилось так в познании того дня, а потом уже все
это произвела земля, так что оно произошло в самой той
твари, которая была создана.
Но каким образом (травы и деревья были сотворены)
раньше, чем они явились и произошли из земли, как-будто
одно дело явиться вместе с небом и землей в тот не-
обычный, необъяснимый для нас день, и совсем другое
— выйти из земли, что связано с обращением солнца и
исчисляемыми по этому промежутками времени? Но если
это действительно так, если тот славный день есть общество
и союз небесных ангелов и сил, то тварь Божия, несо-
мненно, известна им иначе, нежели нам. И это не говоря
уже о том, что ангелы знают ее в Слове Бога, которым
сотворено все. Ведь им она известна, так сказать, в
изначальном виде, такой, какой создал ее Бог, после чего
почил от дел Своих, перестав далее что-либо творить; нам
же — так, как управляются Им ранее созданные вещи,
во времени, в том порядке, согласно с которым Бог
действует и поныне, закончив творение вещей по шесте-
ричному совершенству.
Таким образом, земля произвела тогда траву и деревья
причинно, т. е. получила производительную силу. Ибо в
ней произведено было как бы в своих, так сказать, корнях
все временное, чему следовало явиться во времени. Рай
425