Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
его в его слабости, но с материнской предупредительностью
замедляет шаги свои и говорит простым языком, дабы
гордых пристыдить своей высотою, внимательных потрясти
глубиною, зрелых напитать истиной, а малых — лаской.
Глава IV
Но что означают последующие слова: "В то время,
когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевый
кустарник, которого еще не было на земле, и всякую
полевую траву, которая еще не росла"? Не заслуживает
ли особого исследования вопрос, где именно Бог создал
(кустарник и траву) прежде, чем они выросли на земле?
Ведь если бы этих слов не было, многие бы решили, что
Господь создал их уже выросшими; теперь же всем веру-
ющим понятно, что они были сотворены прежде, чем
выросли, но непонятно — где.
Итак, что же нам сказать? Разве то, что все, прежде
чем оно явилось на земле, сотворено, как полагали иные,
в самом Слове Бога? Но если все это было сотворено
таким образом, то это произошло еще до сотворения дня;
но Писание ясно говорит: "В то время, когда Господь
Бог создал землю и небо, и всякий полевый кустарник,
которого еще не было на земле, и всякую полевую траву,
которая еще не росла". Но если "в то время", т. е. после
появления дня, то, значит, не в Слове, которое совечно
Отцу до всякого дня. Ведь то, что существует в Слове
Бога прежде всякой твари, конечно же, не сотворено,
(кустарник же и трава) — сотворены, причем уже тогда,
когда явился день, как о том свидетельствуют слова
Писания.
Так где же они были (сотворены)? Не в самой ли
земле, причинно и идеально, подобно тому, как нее
заключается уже в семенах, прежде чем в определенные
сроки обнаруживает себя в зародышах и видах? Но те
семена, которые мы видим теперь, существуют уже на
земле, уже выросли; а не были ли они прежде не на
земле, но внутри земли, и потому-то и были сотворены
424