Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/425"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Глава III
Нелишне обратить внимание и на следующее: хотя
(бытописатель) и мог сказать: "Вот происхождение неба
и земли, при сотворении их, когда Господь Бог создал
землю и небо", дабы под землей и небом мы разумели
все, что в них находится, как часто и говорится в Писании,
когда под небом и землей, с прибавлением иногда и моря,
обозначается вообще все творение, в том числе и день,
первоначально ли сотворенный, или же тот, что явился
с сотворением солнца, но он выразился не так, а вставил
слова: "В то время". Не сказал он и так: "Вот происхож-
дение дня, неба и земли", как бы следуя порядку свер-
шившегося; и не так: "Вот происхождение неба и земли,
когда появились день, небо и земля", и т. д., но говорит:
"Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в
то время, когда Господь Бог создал землю и небо", как
бы давая понять, что Господь сотворил небо, землю и
всякий злак уже после того, как явился день.
Но предшествующее повествование указывает на пер-
воначально сотворенный день, называя его первым, а за
ним ставит второй день, в который была сотворена твердь,
и третий, в который были разделены земля и море и
земля произвела деревья и травы. Однако, как мы уже
говорили выше, все сказанное можно понимать так, что
Бог сотворил все разом; ибо хотя и говорится о свершении
всего в течение шести дней, но теперь, когда все творение
названо "землей и небом", и к этому добавлены слова о
кустарнике и траве, все как бы сводится к одному дню.
Тем более, как уже было сказано ранее, если кто-либо
полагает, что речь шла о наших днях, тот пусть откажется
от своего заблуждения, ибо трава произросла прежде, чем
появился солнечный день.
Итак, все это надо понимать как один день, шестикратно
или семикратно повторенный, причем здесь не следует
усматривать каких-либо временных промежутков; если же
(читатель) вообразить подобное не в состоянии, пусть он
предоставит это тем, кто способен уразуметь, сам же
преуспевает в (изучении) Писания, которое не оставляет
423