Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ПЯТАЯ
Глава I
"Вот происхождение неба и земли, при сотворении их,
в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и
всякий полевый кустарник, которого еще не было на
земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла;
ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было
человека для возделания земли; но пар поднимался с
земли, и орошал все лице земли" (Быт. II, 4 — 6). Эти
слова подкрепляют то мнение, что Бог сотворил только
один день, те же шесть или семь дней можно считать
повторением этого одного дня. Ведь теперь Писание, как
бы подводя итог сказанному ранее, говорит: "Вот происхож-
дение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
Господь Бог создал землю и небо...". Никто же, в самом
деле, не скажет, что небо и земля в данном случае
упоминаются в том же смысле, что и в словах: "В начале
сотворил Бог небо и землю" (Быт. I, 1). Тогда речь шла
о творении прежде, чем появился день, о чем уже гово-
рилось выше. Теперь же сказано: "Вот происхождение
неба и земли, при сотворении их, в то время...", что ясно
показывает, что говорится не о том, что было "в начале",
до появления дня, когда тьма еще была над бездной, а
о том, как сотворены были небо и земля уже во времени,
когда были образованы части и классы вещей, из коих
составилась вселенная и обрела тот вид, который называется
миром.
Таким образом, речь здесь идет о том небе, сотворив
которое со всем, что там есть, Бог назвал твердью, и о
той земле, которая со всем, что на ней есть, заняла вместе
с бездною наинизшее место. В самом деле, (бытописатель)
сказав: "Сотворил Бог небо и землю" прежде, чем упомянул
о сотворении дня, здесь же повторив слова "земля" и
"небо", но дважды и в таком контексте: "Вот происхож-
дение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
Господь Бог создал землю и небо...", тем самым ясно дал
421