Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/42"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
в действительности, тогда, когда мы будем соединены с
нею в конце для получения вечного блаженства. Та же,
которая странствует на земле, тем известнее для нас, что
мы в ней находимся и что состоит она из людей, к коим
принадлежим и мы. Эта последняя искуплена от всякого
греха кровью Ходатая, не имеющего ник<у<ого греха, и
это — ее голос: "Если Бог за нас, кто против нас? Он
Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас"
(Рим. VIII, 31). Ибо не за ангелов умер Христос. Но
потому выходит и за ангелов, что каждый, кто из людей
через Его смерть искупается и освобождается от зла,
некоторым образом примиряется с ними после вражды,
какую произвели грехи между людьми и святыми ангелами,
и самим искуплением людей восстанавливается убыль,
произошедшая от того ангельского падения.
62. Во всяком случае святые ангелы, наученные Богом,
вечным созерцанием истины Которого они блаженны,
знают, как велико число людей, которое должно восполнить
то неповрежденное государство. Об этом говорит апостол:
"Чтобы возобновить все во Христе, что на небе и что на
земле в Нем" (Еф. I, 10). Возобновляется то, что на
небесах, когда падшая оттуда часть ангелов возвращается
из людей; возобновляется и то, что на земле, когда сами
люди, предназначенные к вечной жизни, обновляются
после древней порчи. Так той единой жертвой, в которую
был принесен Ходатай, примиряется небесное с земным
и земное с небесным. Потому что, как говорит тот же
апостол: "Благоугодно было, чтобы в Нем обитала всякая
полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою
все, умиротворить кровью креста Его и земное, и небесное"
(Кол. I, 19, 20).
63. Мир этот "превосходит", как написано, "всякий
ум" (Филипп. IV, 7) и не может быть познаваем нами,
прежде чем мы достигнем его. Ибо каким образом при-
миряется небесное, если не с нами, то есть согласием с
нами? Потому что там всегда — мир, и между собою у
всех разумных тварей, и с их Творцом. Этот "мир пре-
восходит", как сказано, "всякий ум"; но только наш ум,
а не тех, которые всегда видят лицо Отца. Мы же, как
40