Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/408"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
от них более совершенным, то за седьмым днем и не
последовало вечера.
Глава XX
Несомненно, заслуживает рассмотрения и такой вопрос:
как понимать, что Бог почил в самом Себе от всех дел
Своих? Действительно, написано, что Он почил "в день
седьмый", а не в самом Себе. Что же это за "день
седьмый" — какая-то тварь или отрезок времени? Но
ведь и время сотворено вместе с временной тварью, а
значит и само оно — тварь. Ибо нет, не могло и не
может быть никаких времен, творцом которых не был бы
Бог; отсюда, кто же сотворил седьмой день, если он —
время, как не Творец всех времен? Но с какими тварями
или в каких тварях сотворены шесть первых дней, это
показывает предшествующая речь св. Писания. Поэтому в
порядке нынешних семи дней, чей вид нам известен и
которые, хотя они и преходящи, некоторым образом пере-
дают свои имена сменяющим их другим дням, так что
удерживают имена шести дней, мы знаем, когда были
сотворены первые из них; но когда был сотворен Богом
седьмой день, называемый субботой, этого мы не видим.
В самом деле, в этот день Бог не сотворил ничего, а
от дел, которые сотворил в течение шести дней, почил в
день седьмой. Каким же образом Он почил в день, который
не сотворил? Или каким образом сотворил его после шести
дней, когда в шестой день закончил все дела творения,
и в седьмой не сотворил уже ничего, а почил от дел
Своих? Или, возможно, Бог сотворил только один день,
все же прочие были лишь его повторением, почему и не
было нужды творить день седьмой, который был лишь
седьмым повторением первого дня? Действительно, свет,
о котором написано: "И сказал Бог: да будет свет. И стал
свет", — этот свет Бог отделил от тьмы и назвал его
днем, а тьму назвал ночью. Именно тогда Бог и сотворил
тот "день один", повторение которого Писание называет
вторым днем, далее, третьим, и так вплоть до шестого, в
который Он закончил все дела Свои; седьмое повторение
406