Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/404"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
ривший нас. Отсюда, высший, смиренный и истинно
благочестивый покой наш будет заключаться в том, чтобы
как Он почил от всех дел Своих, ибо благом, каким Он
блажен, служат для Него не дела, а Он сам, так и чтобы
мы надеялись только в Нем обрести покой не только от
своих, но и от Его дел, ибо и наши дела#— это скорее
Его дела, чем наши; так что и в этом случае почиет
собственно Он после добрых дел Своих, предоставляя в
Себе покой и нам после завершения наших добрых дел.
Для нас великое (благо), что мы произошли от Него, но
еще большим (благом) будет в Нем успокоиться. В свою
очередь, и Он блажен не потому, что сотворил нас, а
потому, что, не нуждаясь в сотворенном, почил в Себе
самом, а не в сотворенных делах.
Трудно подыскать что-либо еще такое, что было бы
столь просто на словах и столь трудно для понимания,
как то, что Бог почил от всех дел Своих, которые Он
соделал. Где Он почивает, как не в самом Себе? Когда
почивает, как не всегда? Но, в то же время, в ряду дней,
отведенных для сотворения вещей, почивает в седьмой
день, следующий за завершением творения. Ибо Он почи-
вает от дел совершенных, нисколько не нуждаясь в их
совершении для того, чтобы быть блаженным.
Глава XVIII
И что касается Господа, то для Его покоя нет ни утра,
ни вечера, потому что этот покой не имеет ни начала,
ни конца; если же говорить о совершенных делах Его, то
они утро имеют, а вечера — нет, ибо созданная тварь
имеет начало своего обращения к покою своего Творца,
но не имеет конца его, т. е. предела своего совершенства
как твари. Таким образом, покой Божий имеет начало не
для самого Бога, а для совершенства созданных Им вещей,
чтобы все, что Им совершается, в Нем обретало покой
и имело утро; (тварь) в своем собственном роде ограничена
вечером, но в Боге она не имеет вечера, ибо нет ничего
совершеннее того совершенства.
402