Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
в день седьмой от всех дел своих, которые делал, и по
этой причине и освятил этот день.
Глава XV
Несомненно, что способность души скорее услаждаться
своими делами, нежели обретенным покоем от них в себе
самой — ее слабость и порок. Поэтому Бог словами
Писания о том, что Он почил от всех дел Своих, внушает
нам, что Он никаким делом Своим не услаждается на-
столько, что имел бы нужду в его совершении, что был
бы блаженнее, если бы совершил нечто, или менее бла-
женным, если бы не совершил. А поскольку все от Него,
причем до такой степени, что обязано Ему всем, чем оно
есть, сам же Он ничему не обязан тем, что блажен, то
Он и предпочел самого Себя вещам, которые совершил
по любви, отличив не день, в который завершил творение,
дабы не показалось, что само завершение всех дел увели-
чивает Его радость, но день, в который почил от них в
самом Себе; Он никогда не утрачивал покоя, но показал
его нам седьмым днем, давая понять, что покой Его
обретается только совершенными, ибо для внушения мысли
о покое назначил день, который следовал за совершением
всего творения. Ибо, будучи покоен всегда, Он почил
тогда в нас.
Глава XVI
Следует обратить внимание и на то, что покой, которым
Бог блажен в самом Себе, надлежало сообщить и нам,
дабы мы могли понять, каким образом говорится о Боге,
что Он в нас успокаивается; а говорится так потому, что
Он в самом Себе сообщает покой и нам. Таким образом,
покой Бога — это такой покой, который не нуждается
ни в каком благе; значит, покой в Нем — это и наш
покой, ибо мы становимся блаженными от того Блага,
которое есть Он сам, а не Он — от блага, которое
представляем собою мы. Ведь и мы заключаем в себе
400