Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/401"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
Господа во гробе, он вкушает покой от прежних дел своих,
и начав "ходить в обновленной жизни" (Рим. VI, 4),
познает, что в нем действует Бог, Который в одно и то
же время и действует, и почивает, проявляя Себя, с одной
стороны, в соответствующем управлении тварью, а с другой
— оставаясь спокойным и неизменным в Себе Самом.
Глава XIV
Таким образом, Бог не испытывал ни утомления, когда
творил, ни отдохновения, когда почил; но словами Писания
Он хотел возбудить в нас желание покоя, объявив, что
освятил день, в который почил от дел Своих. Ни об
одном из тех шести дней, в течение которых Бог сотворил
все, мы не читаем, чтобы Он освятил хотя бы один из
них, но Он благоволил освятить тот день, в который
почил, как-будто и для Него, не испытывающего в Своем
делании никакого утомления, покой имеет большее зна-
чение, чем действие. Относительно людей эту мысль вну-
шает нам Евангелие в том месте, где наш Спаситель
называет часть Марии, вкушавшей покой в слове Его,
более благою, чем часть Марфы, хотя та и была озабочена
тем, чтобы лучше услужить Ему, что, конечно же, было
занятием добрым (Лук. X, 39 — 42).
Но каким образом это может быть понято в приложении
к Богу, сказать трудно, хотя мы и можем сделать кое-какие
предположения относительно того, почему Бог освятил
день Своего покоя, не освятив ни одного дня Своего
творения, даже шестого, в который создал человека и
завершил все дела творения. Да и самый главный (вопрос),
в чем заключается покой Божий, — какой человеческий
ум в силах разрешить? Однако, если бы этого покоя не
было, Писание, конечно, не упоминало бы о нем. Скажу
просто, что думаю, предпослав этому две несомненные
истины: во-первых, Бог не услаждался каким-нибудь вре-
менным покоем, как это делаем мы по завершении работы;
во-вторых, Писание, справедливо облеченное таким авто-
ритетом, не напрасно и не ложно говорит, что Бог почил
399