Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
иное, чем Он, то в Нем существуем в том смысле, что
Он так делает, Он все содержит и Премудрость Его
проникает все вещи и благо ими управляет; вот в силу
этого управления мы и живем, и движемся, и существуем.
А отсюда следует, что если Он это Свое дело от вещей
отнимет, не будем и мы ни жить, ни двигаться, ни
существовать.
Итак, ясно, что Бог ни на один день не прекращал
Своего промыслительного действия, ибо иначе мир мгно-
венно бы утратил свои естественные движения, которыми
он так управляется и оживляется, что все существа его
сохраняют свое бытие и каждое из них, сообразно своему
роду, остается тем, чем оно есть; и все это тут же перестало
бы существовать, если бы от мира отнято было то движение
Премудрости Божией, которым Она управляет всем благо.
Поэтому выражение, что Бог почил от всех дел Своих,
которые делал, мы понимаем так, что Он не стал создавать
более ни одной новой твари, а не так, что перестал
сохранять уже созданные и управлять ими. Отсюда, истинно
как то, что в седьмой день Он почил, так и то, что Он
доныне делает.
Глава XIII
Благие дела Его мы видим, а Его покой увидим после
своих добрых дел. Для обозначения этого покоя Он
заповедал евреям чтить один день (Исх. XX, 8). Евреи же
поняли это почитание столь плотским образом, что, видя
Господа, обвиняли Его в том, что Он в этот день делает
дело нашего спасения; но Он справедливо отвечал им,
указывая на дело Отца, которое Он разделял с Ним не
только в смысле управления тварями, но и — нашего
спасения. Со времени явившейся благодати почитание
субботы, которое выражалось в праздновании одного дня,
снято с верных. В этой благодати празднует уже постоянную
субботу тот, кто, творя добро, надеется на будущий покой
и не похваляется своими добрыми делами, как-будто уже
обладает тем благом, которое еще не обрел. Понимая и
разумея таинство крещения как день субботы, т. е. покоя
398