Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/40"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
следовательно, обитает в храме Своем; не только Дух
Святой, но и Отец и Сын, который даже о теле Своем,
через которое сделался главою церкви, пребывающей среди
людей, "дабы иметь Ему во всем первенство" (Кол. I,
18), говорит: "Разрушите храм сей, и Я в три дня воздвигну
его" (Иоан. II, 19). Итак, храм Бога, то ecrt> всей высшей
Троицы, есть святая Церковь, которая вся на небе и на
земле.
57. Но о той, которая на небе, что мы можем утверждать,
кроме того, что нет в ней никакого зла, что никто оттуда
не пал и не был низвержен после того, как Бог "ангелов
согрешивших не пощадил", как пишет апостол Петр, "но,
связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для
наказания" (II Пет. II, 4).
58. В каком же состоянии пребывает то блаженнейшее
и высшее общество, какие и у кого там преимущества
(так как, хотя все они называются общим именем ангелов,
как в послании к Евреям читаем: "ибо кому из ангелов
сказал: "Сиди одесную Меня?" (Евр. I, 13); однако есть
там и архангелы; или, может быть, те же архангелы
называются силами, и сказанное: "Хвалите Его все ангелы
Его, хвалите Его все силы Его" (Пс. CXLVIII, 2); и чем
различаются между собою те четыре наименования, коими
апостол обозначил, по-видимому, весь тот небесный сонм,
говоря: "Престолы ли, господства ли, начальства ли, власти
ли" (Кол. I, 16)), — обо всем этом пусть говорят те, кто
могут, если, однако, они в состоянии доказать то, что
говорят. Я же признаюсь, что ничего об этом не знаю.
Не уверен я также и в том, относятся ли к тому же
сонму ангелов солнце, луна и все звезды, хотя некоторым
и кажется, что светлые тела существуют без чувства и
разума.
59. Равным образом, кто-нибудь может объяснить, с
какими телами ангелы являлись людям, так что были не
только узнаваемы, но и осязаемы; а с другой стороны,
они показывают некоторые видения не в настоящем теле,
но духовной силой и не телесным очам, но духовным,
или умным, или говорят что-нибудь не извне в ухо, но
внутри, в душе человека, находясь и сами там же: как
38