Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/399"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
предуказать день, в который Христос должен был почить
во гробе, почил и Сам на один день от дел Своих,
намереваясь затем действовать в течение веков, чем и
подтверждается истина изречения: "Отец Мой доныне
делает"?
Глава XII
Но возможно и такое понимание, что Бог почил от
создания новых родов творения, перестав создавать новые
роды, однако, при этом Он непрерывно доселе (равно как
и впредь) делает, т. е. промышляет о тех родах, которые
были изначально установлены, так что даже в сам седьмой
день всемогущество Его не оставляло управления небом
и землею со всем сотворенным; в противном случае все
это мгновенно бы погибло. Ибо могущество Творца и
сила Всемогущего — суть причина бытия всякой твари;
если бы эта сила перестала управлять, все роды бы
пресеклись и вся природа бы погибла. Когда архитектор
оставляет завершенное строение, оно уже вполне может
обходиться и без архитектора, но этого нельзя сказать о
мире: он не смог бы сохраниться ни на мгновение, если
бы Бог лишил его Своего промышления.
Поэтому и сказанное Господом: "Отец Мой доныне
делает" указывает на ту продолжающуюся деятельность
Отца, которою поддерживается и управляется всякая тварь.
Если бы Он сказал: "И ныне делает", мы могли бы
понимать это так, что в деятельности Его бывали некоторые
перерывы, но слово "доныне" явно показывает на то, что
делается с того момента, как было создано все. Также и
то, что говорит апостол, проповедуя о Боге афинянам:
"Мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. XVII,
28), будучи верно понято, насколько это только возможно
для человеческого ума, благоприятствует тому мнению, на
основании которого мы веруем и говорим, что Бог действует
непрерывно в сотворенном Им мире.
Впрочем, мы существуем в Нем не как Его субстанция,
как сказано о Нем, что Он "имеет жизнь в Самом Себе"
(Иоан. V, 26), но поскольку мы, несомненно, есть нечто
397