Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/398"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
и что изречение: "И совершил Бог к седьмому дню дела
Свои, которые Он делал" можно понимать в том смысле,
что по дару Его они были совершены нами. Также точно
и слова: "И почил в день седьмый от всех дел Своих,
которые делал" мы должны понимать не столько в смысле
нашего покоя, который, по милости Божией^ мы обретем,
а прежде всего — в смысле покоя самого Бога, каким
Он, по совершению дел Своих, и почил в день седьмой.
Ибо правильно будет сказать, что как Бог почил после
добрых дел Своих, так после своих добрых дел почием и
мы. Но отсюда следует, что как о делах Божиих ясно
указано, что они именно суть Его дела, так же и о покое
Его надлежит понимать, что это — именно покой самого
Бога.
Глава XI
Поэтому нам необходимо тщательно исследовать и про-
яснить вопрос, каким образом будет истинным и то, что
сказано здесь о покое Божием в день седьмой от всех
сотворенных дел, и то, что сказано в Евангелии Тем,
через Кого все начало быть: "Отец Мой доныне делает,
и Я делаю" (Иоан. V, 17). Причем слова эти были сказаны
Им в ответ на упреки в том, что Он не чтит субботы,
установленной в древности авторитетом Писания во славу
покоя Божия. Тут можно заметить, что почитание субботы
было заповедано иудеям как преддверие грядущего, зна-
менующее духовный покой, который примером Своего
покоя Бог сокровенно обещал верным, творящим добрые
дела. Таинство этого покоя подтвердил Своим погребением
и Господь Иисус Христос, добровольно предавший Себя
на муки. Ведь Он почил во гробе именно в субботу,
проведя этот день в неком священном покое после того,
как в шестой день (т. е. в пятницу — в шестой день от
субботы) завершил все дела Свои, когда все, что о Нем
было предвозвещено, закончилось крестным распятием. И
даже сказал об этом, как сообщает (евангелист): "Сказал:
совершилось! И, преклонив главу, предал дух" (Иоан. XIX,
30). Что же тогда удивительного в том, что Бог, желая
396