Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/397"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
собственно, и есть само вечное и неизменное блаженство.
Но поскольку Он обитает в святых, наполняя их любовью,
по которой они, как люди, радуются преуспеванию и
добрым делам верных, но в такой же мере и скорбят,
видя падение и грехи тех, чьей вере и благочестию прежде
радовались (а такая скорбь заслуживает похвалы, ибо она
проистекает от любви, дарованной Духом Святым), то и
говорится, что сам Святой Дух оскорбляется теми, кто
своею жизнью и делами оскорбляет святых. Причем оскор-
бляются они именно потому, что имеют Духа Святого, и
по Его дару настолько добры, что злые не могут их не
печалить, особенно же те, которых прежде они знали или
считали добрыми. Само собою понятно, что подобная
скорбь не только не заслуживает порицания, но, напротив,
достойна похвалы и славы.
У того же апостола в другом месте читаем: "Ныне же,
познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога"
(Гал. IV, 9). Конечно же, Бог не теперь только познал
тех, которых знал от сложения мира, но так как ныне
сами они познали Бога по дару Его, а не по своим
заслугам или способностям, (апостол) предпочел сказать
в переносном смысле "познавши Бога", хотя Он сам явил
Себя для познания, а затем и поправился, давая понять,
что сказанное им вначале в собственном смысле не столь
уж и верно.
Глава X
Иным, возможно, вполне достаточно понимания того,
что изречение о Боге, почившем от всех дел Своих,
которые Он признал "хорошими весьма", подразумевает
то, что Он дарует покой всем нам, если мы будет творить
добро. Но мы, продолжая исследовать это изречение Писа-
ния, спросим, каким образом мог почить сам Бог, хотя
бы Своим покоем Он и даровал нам надежду на обретение
покоя в Нем самом. В самом деле, небо, землю и все
то, что на небе и земле Бог сотворил один, закончив
творение к седьмому дню, и нельзя сказать, чтобы при
этом по Его благоволению сотворили что-нибудь и мы,
395