Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/395"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
них, но будет созерцать внутреннюю сущность числа и
определенно скажет, что с этой точки зрения оно так же
неделимо (и неизменно), как и единица, и что скорее
исчезнут небо и земля, устроенные по шестеричному числу,
чем это число перестанет составляться из своих частей.
Таким образом, ум человеческий должен благодарить Со-
здателя, Которым он сотворен так, что может видеть то,
чего не видит ни птица, ни зверь, хотя наравне с нами
они видят и небо, и землю, и море, и светила.
Поэтому мы можем сказать, что не потому шестерка
— совершенное число, что Бог соделал все дела Свои в
шесть дней, а потому Он и создал все в шесть дней, что
шестеричное число совершенно. Отсюда, если бы они и
не были совершенны, оно (число шесть) было бы совер-
шенным; а если бы оно не было совершенным, не были
бы совершенными и они.
Глава VIII
Пытаясь теперь, насколько с помощью Божьей для нас
это возможно, понять написанное, что Бог почил в седьмой
день от всех дел Своих, которые делал, благословил этот
день и освятил, мы, прежде всего, должны очистить свой
ум от плотских человеческих воззрений на сей предмет.
Прилично ли, в самом деле, говорить или думать, что
Бог при творении всего вышеописанного трудился (в нашем
понимании этого слова), когда говорил — и исполнялось?
Ведь мы и человека не назвали бы трудящимся, если бы
он только сказал, и слово его тотчас бы исполнилось.
Правда, человеческая речь, произносимая вслух, порою
бывает весьма утомительна; но приводимые в Писании
Божий слова "да будет" столь кратки, что их нельзя было
бы счесть за труд не только для Бога, но и для человека.
393