Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
образом. Пусть он возвысится надо всем этим, а если он
сделать этого не может, пусть не соблазняется именами,
о которых может мыслить только низменно. Ибо для
каждого они тем возвышенней, чем менее он сам — плоть
в низшем. Если же кто-либо, стремясь очистить свой ум
для созерцания высшего, не желает приписывать высшему
имена, привычные в низшем, то принуждать его к этому
нет никаких оснований, поскольку важно правильное разу-
мение, а не то, как что называть. Впрочем, необходимо
знать, что существует некоторое сходство между горним
и дольним: только так можно вернейшим образом направит
свой ум от низшего к высшему.
Если и теперь еще кто-нибудь скажет, что мера, число
и вес, по которым Бог, как свидетельствует Писание,
расположил все, сотворены, в таком случае (пусть ответит):
если Бог расположил по ним все, где же Он расположил
их самих? Если в (чем-либо) другом, то как в них будет
все, если они — в другом? Несомненно, однако, что мера,
число и вес, по которым Бог расположил все, существуют
вне того, что по ним расположено.
Глава V
Можно сделать и такое предположение, что сказанное
о том, что Бог все расположил мерою, числом и весом,
сказано в том смысле, что Он все расположил так, чтобы
оно имело меру, число и вес. Действительно, если бы
было написано, что Бог все расположил по цветам, то из
этого отнюдь не следовало бы, что сама Премудрость
Божия, Которою сотворено все, изначально была многоц-
ветной, но это надлежало бы понимать так, что все тела
были сотворены со своим цветом, т. е. что в Премудрости
изначально существовала идея цвета, по которой каждый
род тел впоследствии получил свой цвет.
391