Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-2-2000/392"]Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8[/URL]
 

OCR
как существовали? Ведь, как сказано, и все прочее, что
имеет бытие, в Нем же (Рим. IX, 36). Или мера, число
и вес существовали в Нем как Он сам, а все сотворенное
— в Нем, как в Том, Кто всем управляет? Но как те
могли быть как Он? Ведь Бог не есть ни мера, ни число,
ни вес, ни что-либо иное, подобное этом^. Возможно, с
той точки зрения, с какой мы знаем меру, число и вес
при измерении, исчислении и взвешивании вещей, они
не Бог, а с той, что мера сообщает вещам определенность,
число — форму, вес — покой и устойчивость, они в
этом своем изначальном смысле суть Он — Тот, Кто
всему дает определенную форму и порядок. Поэтому
приведенное изречение следует понимать так: "Все распо-
ложил Ты в Себе".
Глава IV
Трудное и для большинства непосильное это дело —
настолько возвыситься над всем измеряемым, исчисляемым
и взвешиваемым, чтобы увидеть Меру без меры, Число
без числа, Вес без веса. Ибо меру, число и вес можно
видеть и мыслить не только в камнях, деревьях и прочих
телесных вещах, небесных или земных, но и в действиях
есть своя мера, ибо без меры они превратятся в безос-
тановочные и неумеренные, и в состоянии духа есть число,
которым определяется переход от глупости к мудрости, и
в воле и любви есть свой вес, взвешивающий наши
предпочтения, желания и стремления. Но эта умно-духовная
мера содержится в другой мере; это умно-духовное число
образуется другим числом; этот умно-духовный вес выме-
ряется другим весом. Между тем, есть Мера без меры, с
которой сообразуется то, что от Нее (происходит), сама
же Она не происходит ниоткуда; есть Число без числа,
по Которому все образуется, само же Оно не образуется;
есть Вес без веса, к Которому, дабы обрести успокоение,
тяготеет все, покой чего состоит в чистой радости, сам
же Он ни к чему не тяготеет.
Тот, кто понимает меру, число и вес только в их
внешнем (чувственном) значении, понимает их низменным
390