Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
следуют одно за другим безо всякого промежутка, так же
последовательно в один день был сотворен свет, в следу-
ющие два — наш видимый мир, причем в первый (из
двух этих дней) — мир высший, т. е. твердь, а во второй
— низший, земля и море; но высшую часть (Бог) не
наполнил никакими родами телесной пищи, ибо Он не
был намерен помещать там тела, нуждающиеся в восста-
новлении, низшую же часть, украшенную в дальнейшем
различными животными, наперед снабдил необходимыми
для них родами пищи. В оставшиеся три дня были созданы
те видимые (твари), которые внутри мира, т. е. внутри
видимой, устроенной из (четырех) элементов вселенной
обладают соответствующими движениями, а именно: сперва
светила на тверди, затем в низшей области — животные,
вначале из воды, а потом — из земли.
Впрочем, никто не будет столь безумным, чтобы ут-
верждать, будто Бог, если бы только захотел, не смог
создать все в один или два дня, например, в первый день
— тварь духовную, а во второй — телесную, или в один
день — небо вместе со всем небесным, а во второй —
землю со всем земным; да и вообще, что захотел, где
захотел и когда захотел, ибо что могло бы противодейст-
вовать Его воле?
Глава III
Но коль скоро мы читаем, что Бог совершил все в
течение шести дней, и, рассмотрев, что есть число шесть,
находим, что оно — число совершенное и что твари
получили свое бытие в таком порядке, который является
как бы последовательным развертыванием тех самых частей,
которые совершенно составляют это совершенное число,
то на память приходит другое место Писания, где сказано,
что Бог все расположил мерою, числом и весом (Прем.
XI, 21); и отсюда мыслящий ум не может не задаться
вопросом, существовали ли эти мера, число и вес прежде,
чем были созданы твари, и если да, то где именно?
Понятно, что прежде твари не было ничего, кроме Творца,
а, значит, в нем они и должны были существовать. Но
389