Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
можно сказать, что она — одна пятая часть пяти. У шести
те же три части: единица, двойка и тройка, но о всех
них можно определенно сказать, какие это части, а именно:
единица — шестая, двойка — третья и тройка — поло-
винная. В сумме же эти части составляют шесть.
Число семь имеет только одну такого ^юда часть —
единицу. Восемь — три: восьмую, четвертую и половинную,
но в сумме эти части дают семь. У девяти две части:
девятая и третья, но их сумма, четыре, гораздо меньше
девяти. У десяти три части: десятая — единица, пятая —
два и половинная — пять; сумма этих частей — восемь.
Число одиннадцать имеет только одну (целую) часть —
одиннадцатую, как семь — седьмую, пять — пятую и
три — третью. Сумма же частей числа двенадцать больше
этого числа и равняется шестнадцати; части двенадцати
таковы: двенадцатая — единица, шестая — двойка, чет-
вертая — тройка, третья — четверка и вторая — шестерка;
их сумма — шестнадцать.
Словом, в бесконечном ряду чисел встречается немало
таких, которые имеют только одну часть, например, три,
пять и т. п., или таких, сумма частей которых или меньше
самого числа, например, восемь, девять и т. п., или больше,
например, двенадцать, восемнадцать и т. п. Таких чисел
несравненно больше, чем т. н. совершенных, составленных
их своих (целых) частей. Так, после шести следующим
совершенным числом будет только число двадцать восемь,
имеющее пять частей: двадцать восьмую, четырнадцатую,
седьмую, четвертую и вторую, т. е. единицу, двойку,
четверку, семерку и число четырнадцать, каковые части,
сложенные вместе, дают число двадцать восемь. И чем
дальше вести отсчет, тем реже встречаются совершенные
числа. Если сумма частей числа меньше этого числа, оно
называется несовершенным, а если больше — более, чем
совершенным.
Таким образом, Бог произвел дела творения в совер-
шенное число дней. Но это число еще больше привлечет
наше внимание, если мы всмотримся в порядок этих
самых дел. Действительно, как последовательно прирастает
своими тремя частями число шесть, ибо один, два и три
388